Дополнительное образование

Система дополнительного образования детей в Тункинском районе

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В МО «Тункинский район» функционируют 3 образовательных учреждения дополнительного образования детей (далее – ДОД): МАОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и краеведения», МБОО ДО «Центр дополнительного образования детей», МБОУ ДО «Тункинская ДЮСШ», основной целью которых является предоставление ребенку возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации.

В них занимается более 3000 детей в возрасте от 5 до 18 лет (с учетом воспитанников дошкольных учреждения, студентов профессиональных образовательных учреждений): в 22 кружках Центра дополнительного образования занимаются 854 ребенок; в 13 кружках Центра детско-юношеского туризма и краеведения – 459 детей; в 27 секциях по 8 видам спорта в детско-юношеской спортивной  школы занято 678 детей.

Кроме этого дополнительное образование представлено кружками и секциями, открытыми за счет штатных работников общеобразовательных школ и охватывающими 602 детей.

В общеобразовательных организациях района реализуются 160 программ дополнительного образова­ния детей, из них по направлениям: научно-техническое — 8, физкультурно-спортивное — 43; художественно-эстетическое — 40; эколого-биологическое — 9, туристско-краеведческое – 9, военно-патриотическое – 15, научно-исследовательское – 9, социально-педагогическое – 9, другие – 18.

Перед учреждениями ДОД и школами поставлена задача – к 2024 году охват детей услугами дополнительного образования должен составлять 80%. В 2014 году охват детей (в возрасте от 5 до 18 лет) в учреждениях ДОД в районе составил – 55,1% (2477 чел.), в 2015 году охват увеличился до 61,4% (2833 чел.), в 2016 – 64,5% (2976 чел.), в 2017 – 65,7%.

Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Поэтому основными направлениями дополнительной образовательной деятельности при школах и при учреждений ДОД являются: социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое, техническое и спортивно-техническое, туристско-краеведческое, экологическое и военно-патриотическое.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей Тункинского района работают 29 тренеров-преподавателей, 30 педагогов дополнительного образования. С высшим образованием – 39 (66,1%), со средним специальным – 20 (33,9%); с высшей категорией – 5 (8,5%), I категорию имеют – 10 (17%), без категории – 44 (74,5%).

В рамках реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, с целью выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в районе  реализуются программы/подпрограммы: подпрограмма «Дополнительное образование и воспитание детей» муниципальной программы «Развитие образования МО «Тункинский район» на 2016-2018 годы», утвержденной Постановлением Администрации МО «Тункинский район» от 10.11.2017 г. № 357.; подпрограмма «Молодёжь Тунки» муниципальной программы «Социальная политика в Тункинском районе на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением Администрации  МО «Тункинский район» от 04.12.2015 г. №454.

Деятельность по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи ведется через организацию участия школьников и молодежи в олимпиадном и конкурсном движении на уровне образовательного учреждения, муниципального района, республиканском уровне.

В 2017-2018 учебном году проведено 10 муниципальных этапов республиканских конкурсных мероприятий, турнир юных физиков, олимпиада БГУ «Байкальская перспектива»,  школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников. Центром дополнительного образования ежегодно проводит муниципальный этап научно-практических конференций «Первые шаги», «Серебряная альфа», «Шаг в будущее», «Созвездие», «Сибирская весна». Центром детско-юношеского туризма и краеведения проведена районная викторина по Байкаловедению «Байкал – всемирное наследие», посвященная Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий, муниципальный этап конференции «Земля – наш общий дом». По итогам учебного года Управлением образования и Управлением социального развития проведен Слет одаренных и талантливых детей, на котором были отмечены победители и призеры олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, спортивных соревнований.

За счёт средств подпрограммы «Дополнительное образование и воспитание детей» обеспечено участие  победителей муниципальных этапов в республиканских конкурсных мероприятиях и олимпиадах.

Учреждения ДОД могут по праву гордиться своими воспитанниками, добившимися высоких результатов в спорте, техническом направлении и других сферах. Ежегодно более 200 детей становятся призерами республиканских, региональных, российских соревнований, конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций. Манзаров Жаргал и Халудоров Владимир, воспитанники Центра дополнительного образования детей, стали победителями международных соревнований по спортивной радиопеленгации в г.Ангарске (педагог Миронов В.Д.). Хорошие результаты показывают наши спортсмены-стрелки из лука, шахматисты, футболисты и др.  В апреле Виктория Харитонова, воспитанница Тункинской детско-юношеской спортивной школы, мастер спорта по стрельбе из лука завоевала золото в командном зачете на Кубке Европы в Греции (тренер Доржиева С.П.). Воспитанники Центра детско-юношеского туризма стали победителями всероссийского конкурса «Дети в окружении флоры и фауны». Кроме этого приняли участие в Республиканской спартакиаде допризывной подготовке молодежи и заняли 4 командное место (педагог Аюшеев Т.Д.).

От компетентности педагога зависит очень многое: качество воспитания и образования, сохранность контингента обучающихся, мотивация ребенка в получении новых знаний, умений и навыков, а также результативность деятельности. Педагог должен постоянно учиться, развиваться. Повышению профессионального мастерства педагогов, в том числе и дополнительного образования детей, способствует конкурсное движение. Активнее стали участвовать педагоги в районных и республиканских конкурсах педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», «Дети и дорога», «Эрхим багша», «Серебряный наперсток», «Баатар-Дангина» и др. Эти конкурсы способствуют повышению престижа педагога дополнительного образования.

Коллективы образовательных учреждений ДОД стремятся в полной мере реализовать социально-профилактический потенциал физической культуры и спорта, художественно-эстетического воспитания, развитие сферы туризма и краеведения – организовать досуг детей, тем самым снизить уровень противоправного поведения. Система дополнительного образования детей в районе развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей, создания условий для содержательного досуга детей и подростков, пропаганды активного образа жизни.

Административный регламент по предоставлению муниципальными автономными (бюджетными) образовательными учреждениями дополнительного образования детей муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования» (постановление № 320 от 10.09.15)

МАОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

МБОО ДО «Центр дополнительного образования детей»

МБОУ ДО «Тункинская детско-юношеская спортивная школа»

Доп. образование — профилактика правонарушений_метод. рекомендации