Воспитательная работа в общеобразовательных организациях МО «Тункинский район» в 2020-2021 учебном году строилась в соответствии с примерной программой воспитания школ.
Воспитательная деятельность ОО представляет собой сложную, многокомпонентную структуру. Основными принципами воспитательной деятельности считается системность, комплексность, преемственность и деятельностная основа.
Воспитательная деятельность школ обеспечивается программами воспитания и социализации школьников на каждой ступени: начального, среднего, старшего (полного) образования, в которых интегрируются все основные виды их деятельности:
— урочная;
-внеурочная;
— внешкольная;
-семейная;
— общественно-полезная.
В школах созданы подсистемы педагогического поиска и руководства воспитательным процессом: методическое объединение классных руководителей, родительский комитет школы, Совет профилактики, Совет отцов.
Заключены договорные отношения с отделом психолого-педагогического помощи по вопросам консультирования и сопровождения воспитательного процесса ОО.
В управлении воспитательным процессом активное участие принимает орган ученического самоуправления, имеющий регламентированный объём полномочий.
Процесс воспитания в ОО основывается на следующих педагогических принципах:
— этнокультурное воспитание;
— соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
— ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для эффективного сотрудничества;
— реализация процесса воспитания через детско-взрослые проекты, направленные на объединение детей, педагогов и родителей (законных представителей обучающихся).
Основными традициями воспитания в ОО являются следующие:
— годовой цикл воспитательной работы школы через ключевые общешкольные дела, интеграцию воспитательных мероприятий педагогов, психолога, родителей, представителей властных структур;
— коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
— формирование коллектива в рамках школьных классов, кружков и детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
— классное руководство, реализующее защитную, личностно развивающую, организационную функции в воспитательном процессе.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении социально значимых знаний, принятых в российском обществе;
2) в развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям;
3) в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Достижение поставленной цели позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, налаживать коммуникацию с окружающими, уверенно себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивно сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленно определять свой жизненный и профессиональный путь.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках инвариантных и вариативных направлений воспитательной деятельности школы. Инвариантные модули — «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вариативные модули – «Детские общественные объединения», «Волонтерство», «Ключевые общешкольные дела» и др.
Важную роль в совершенствовании системы воспитательной работы в ОО играют высококвалифицированные педагогические карты. Кадровый состав воспитательной системы ОО Тункинского района представлен следующим образом. Воспитательную работу курируют 18 заместителей директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе, а также 6 заведующих начальными школами — детский сад. Из 18 заместителей — 9 (50%) в должности от 1 до 3 лет; 7 (39%) – от 3 до 10 лет, 2 (11 %) — свыше 10 лет. С высшим образованием – 15 (66,7%), со средним специальным – 3 (33,3%); с высшей категорией – 3 (16,7%), I категорию имеют — 8 (50%), без категории – 6 (27,8%), соответствие занимаемой должности – 1 (5,5%).
Другие организаторы воспитательного процесса:
- психолог – 7.
- руководитель ШСП (школьная служба примирения) – 18.
- уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (школьный омбудсмен) – 24.
- количество классных руководителей: всего: 207, в 1-4 классах: 87, в 5–9 классах: 92, в 10-11 классах: 28.
Организация воспитательной деятельности в ОО
Воспитательная работа в образовательной организации
Примерная программа воспитания, утвержденная на ФУМО
Программа Институт изучения детства, семьи и воспитания
Доклад Воспитательная работа 2020-21 у.г.
Всероссийский план мероприятий по экологическому образованию на 2022
Кодекс ученика
Стандарт поднятия(спуска) Государственного флага Российской Федерации
Метод.рек-ции по организации экскурсий для обучающихся
Метод рекомендации по профилактике деструктивного поведения
Метод рек-ции по деструктивным группам классным руководителям
Метод.рекомендации по формированию позитивного мышления, принципов ЗОЖ, проф суицидов
Метод.рекомендации по ИПР с детьми
Метод.рекомендации Классное рук-во
Руководство про буллинг (Подростки)
Руководство про буллинг (Родители)
Руководство про буллинг (Учителя)
метод рекомендации волонтерство
Инструктивное издание «Организация деятельности Дружин юных пожарных»
Информ.материалы для детей и родителей «Твоя информационная безопасность», «Родителям о психологической безопасности детей и подростков», «Как защитить ребенка от Интернет-рисков».
Методические материалы по проведению темат.уроков о добровольчестве и благотворительности
Метод.рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников)
метод.рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях —IMG
Методические рекомендации по проведению профилактических антинаркотических бесед с родителями
Метод.материалы для проведения разъяснительной работы и профилактических мероприятий среди педагогов, учащихся, родителей
Добровольчество_метод. рекомендации
Методические рекомендации Профилактика суицидов с несовершеннолетними
Методические рекомендации_Профилактика суицидов_с родителями
Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних
Методические рекомендации по профилактике правонарушений
Методические рекомендации Безопасное лето