Дополнительное образование

Система дополнительного образования детей  в Тункинском районе

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В МО «Тункинский район» функционируют 5 образовательных учреждения дополнительного образования детей (далее – ДОД): МАУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения», МБОО ДО «Центр дополнительного образования детей», МБУ ДО «Кыренская детская школа искусств», спортивная школа МО «Тункинский район», АНО ДО «Центр индивидуального развития», основной целью которых является предоставление ребенку возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации.

По данным ИС «Навигатор системы дополнительного образования» на 1 января 2021 года работают 18 кружков в Центре дополнительного образования (охват 1165 уч.), 17 кружков в Центре детско-юношеского туризма и краеведения (охват 1285 уч.), 17 программ в детской школе искусств (охват 291 уч.),  2 программы в АНО ДО «Центр индивидуального развития» (охват 31 ч.), с общим количеством 2772 учащихся с возрасте от 5 до 18 лет. В сравнении с прошлыми годами мы наблюдаем рост занятости детей дополнительным образованием.

Кроме этого дополнительное образование представлено кружками и секциями, открытыми за счет штатных работников 5 общеобразовательных школ (Аршанская СОШ, Горхонская СОШ, Жемчугская СОШ, Кыренская СОШ, Харбятская ООШ) и охватывающими 430 детей, в организациях дошкольного образования – 372 ребенка, в Шимкинской школе-интернат – 170 уч., в учреждениях среднего профессионального образования – 120 уч.

Перед учреждениями ДОД и школами поставлена задача – к 2024 году охват детей услугами дополнительного образования должен составлять 80%. В 2017 – 72,30% (охвачено 3393 чел. из 4692 чел.), в 2018 году – охват дополнительным образованием составляет 65,2% (охвачено 3288 чел. из 4569 чел.), в 2019 году – 79,1% (охвачено 3288 чел. из 4155 чел.).

Объединения, открытые на базах общеобразовательных школ в рамках создания  дополнительных мест для обучающихся:

Наименование учреждения Наименование программы Кол-во обучающихся Кол-во педагогических работников
штатных совмест.
1 МБОУ «Горхонская СОШ» «Тхэквондо» 120   1
2 МБОУ «Зун-Муринская СОШ» «Шашки» 120   1
3 МБОУ «Жемчугская СОШ» «Занимательная физика» 120   1
4 Кыренская СОШ «Юный музеевед» 120   1
5 Кыренская СОШ «Краеведение» 120   1
6 Мондинская СОШ «Спортивный туризм» 120   1
7 Торская СОШ «Моя Бурятия» 120   1
8 Тункинская СОШ «Музееведение» 120   1
    ИТОГО: 960   8

 

Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Поэтому основными направлениями дополнительной образовательной деятельности при школах и при учреждений ДОД являются: социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое, техническое и спортивно-техническое, туристско-краеведческое, экологическое и военно-патриотическое.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей Тункинского района работают 50 педагогов дополнительного образования. С высшим образованием – 40 (80%), со средним профессиональным – 10 (20%).

В рамках реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, с целью выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в районе  реализуются программы/подпрограммы: подпрограмма «Дополнительное образование и воспитание детей» муниципальной программы «Развитие образования МО «Тункинский район» на 2019-2022 годы», утвержденной Постановлением Администрации МО «Тункинский район» от 07.03.2019 г. № 99; подпрограмма «Молодёжь Тунки» муниципальной программы «Социальная политика в Тункинском районе на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Администрации  МО «Тункинский район» от 01.02.2019 г. № 27.

Деятельность по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи ведется через организацию участия школьников и молодежи в олимпиадном и конкурсном движении на уровне образовательного учреждения, муниципального района, республиканском уровне.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в 2020 году проведено более 10 муниципальных этапов республиканских конкурсных мероприятий: турнир юных физиков,  школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников. Центром дополнительного образования ежегодно проводит муниципальный этап научно-практических конференций «Первые шаги», «Серебряная альфа», «Шаг в будущее», «Созвездие», «Сибирская весна», районный конкурс декоративно-прикладного искусства «Сувениры Тунки», «Художники Тунки». Центром детско-юношеского туризма и краеведения проведены муниципальный этап конкурса юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения», первое онлайн-соревнование по спортивному ориентированию и краеведению «Моя Тунка», посвященное75-летию Победы в Великой Отечественной войне, районные соревнования по спортивному ориентированию на лыжах по маркированной трассе, ежегодная районная спартакиада по допризывной подготовке.

За счёт средств подпрограммы «Дополнительное образование и воспитание детей» обеспечено участие  победителей муниципальных этапов в республиканских конкурсных мероприятиях и олимпиадах.

Учреждения ДОД могут по праву гордиться своими воспитанниками, добившимися высоких результатов в спорте, техническом направлении и других сферах. Ежегодно более 200 детей становятся призерами республиканских, региональных, российских соревнований, конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций.

От компетентности педагога зависит очень многое: качество воспитания и образования, сохранность контингента обучающихся, мотивация ребенка в получении новых знаний, умений и навыков, а также результативность деятельности. Педагог должен постоянно учиться, развиваться. Повышению профессионального мастерства педагогов, в том числе и дополнительного образования детей, способствует конкурсное движение. Активнее стали участвовать педагоги в районных и республиканских конкурсах педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», «Дети и дорога», «Эрхим багша», «Серебряный наперсток» и др. Эти конкурсы способствуют повышению престижа педагога дополнительного образования.

Коллективы образовательных учреждений ДОД стремятся в полной мере реализовать социально-профилактический потенциал физической культуры и спорта, художественно-эстетического воспитания, развитие сферы туризма и краеведения – организовать досуг детей, тем самым снизить уровень противоправного поведения. Система дополнительного образования детей в районе развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей, создания условий для содержательного досуга детей и подростков, пропаганды активного образа жизни.

Административный регламент по предоставлению муниципальными автономными (бюджетными) образовательными учреждениями дополнительного образования детей муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования» (постановление № 320 от 10.09.15)

МАОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

МБОО ДО «Центр дополнительного образования детей»

МБОУ ДО «Тункинская детско-юношеская спортивная школа»

Доп. образование — профилактика правонарушений_метод. рекомендации