Школа Минпросвещения

В начале 2022 г Минпросвещения РФ объявило о создании концепции идеальной школы и утвердило её 8 апреля 2022 года

Концепция направлена на

создание равных условий для реализации идеологии «единого образовательного пространства» для каждого ребенка,

обеспечение конституционных прав каждого школьника, связанных с получением качественного и доступного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях независимо от социальных и экономических факторов (регион проживания, достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и ее материальная обеспеченность и др.);

«Школа Минпросвещения России» – эталонная модель общенациональной школы будущего, соответствующей единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности, достигающей определенных результатов и показателей деятельности, которые измеряются едиными общенациональными процедурами.

Реализация модели «Школы Минпросвещения России» является механизмом формирования единого образовательного пространства через создание единой информационной системы, координацию финансов, прав, нормативных и содержательных основ, выработку единых правил приема в учебные заведения, преемственность содержания образования, условий продолжения или получения образования при переезде из одной территории страны в другую (смена школы, города, региона проживания), сохранение единства народов, российского сознания и духовной близости, государственного языка и родных языков и др

Выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются еще тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда, тесно взаимосвязаны между собой и лежат в основе формирования своего рода метапредметной среды.

Учитель является основным элементом трансляции опыта старших поколений, центром созидания будущих поколений, своего рода проводником. «Школа Минпросвещения» предполагает более широкий спектр возможностей для трансляции этого опыта и играет одну из ключевых ролей в построении будущего каждого ребенка. Главное, что в этой системе объединяются и дополняются усилия учителя и родителя во благо развития ребенка.

Формирование комфортного и безопасного школьного климата зависит от участия каждого участника образовательного процесса. Поэтому для ребенка школа должна стать местом, где ему безопасно и комфортно.

Образовательная среда должна стать цифровой, подвижной (т. е. иметь возможность трансформации с учетом подвижных потребностей событий и мероприятий); «человекообразной» (т. е. включающей в себя зоны отдыха, наличие соответствующих специалистов и др.); она должна отвечать логике образовательного пространства школы полного дня, быть интересной для детей, а также конструироваться с учетом мнения детей и родителей.

Направление «Знание: качество и объективность» предполагает получение качественного обучения, объективную оценку развития ребенка, адресную поддержку и рекомендации.

«Здоровье» включает вопросы сохранения и укреплении здоровья, физического развития, соответствия стандартам безопасности.

 «Творчество» объединяет меры всестороннего гармоничного развития личности ребенка, поиска и развития талантов, адресной поддержки и рекомендации.

Направление «Воспитание» касается формирования целостного мировоззрения на основе традиций и истории России, поддержки семейного воспитания (коррекция при сложных семейных условиях).

«Профориентация» обеспечивает возможность пробы, получение опыта, осознанный выбор профессии и траектории развития после школы.

Таким образом, статус «Школа Минпросвещения России» – это своеобразный знак качества, который говорит о том, что в школе сформирована экосистема с активным участием общества, родителей, детей, прозрачная и понятная всем участникам образовательного процесса. И наша цель – формирование единого образовательного пространства в единой стране, построенного на системе критериев образовательной деятельности по каждому из восьми ключевых направлений.

Для оценки движения школы к идеалу разработаны критерии трех уровней: базовый (минимально достаточный), средний и полный.

Причем выполнение критериев будет отслеживаться самой школой в процессе самодиагностики, цель которой – выявление собственных дефицитов и составления перспективного плана деятельности. Несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения школы Минпросвещения России не влияет на снижение финансирования, понижение статуса школы, снижение заработной платы педагогических работников и т. п.

Что реализация проекта даст школьнику, учителю, государству?

Для государства реализация проекта «Школа Минпросвещения России» обеспечит достижение глобальной конкурентоспособности российского образования и позволит Российской Федерации создать единое образовательное пространство для повышения доступности качественного образования на всей территории страны.

Для школьника ответ очевиден, ведь основная идея проекта основана на реализации прав и раскрытии возможностей каждого ребенка. Любой школьник должен раскрывать свой потенциал независимо от того, в какой точке страны он живет.

Для каждого учителя – это возможность не только реализовать себя, но и осуществлять обучающую деятельность в особенной школьной среде, где совместные дружественные усилия школы, педагога и родителя направлены на раскрытие потенциала ребенка. А ведь учитель – главный проводник в этой системе.

Школа призвана стать центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.

В районе 17 школ включены в проект «Школа Минпросвещения России». В мае-июне 2023г. всеми ОО проведена самодиагностика по всем направлениям проекта.
Результаты самодиагностики: 4 школы среднего уровня, остальные 13 школ по результатам самодиагностики – на уровне ниже базового.
После рабочего совещания 15 сентября 2023г. по реализации данного проекта, всеми школами разработаны и утверждены планы мероприятий по проекту, доработаны программы развития района, назначены школьные координаторы. На уровне РУО также создана дорожная карта по реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в 2023г.

план-график

Распоряжение БРИОП от 05.09.2023 г., Назначение региональных кураторов